Министр транспорта РФ рассказал о создании международного аналога МАК

Процесс создания Международного бюро по расследованию авиационных происшествий, серьезных инцидентов перешел на этап внутригосударственного процедурного согласования, сообщил министр транспорта РФ Максим Соколов агентству ТАСС в ходе Российского инвестиционного форума  в Сочи — 2018.

Новая структура объединит страны — участницы Евразийского экономического союза (ЕАЭС): Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию и Россию. Министр рассчитывает подписать документ в конце апреля 2018 г. на межправительственном совете ЕАЭС. Сейчас текст соглашения о создании организации согласован и практически завершена работа на экспертном уровне. Каждая страна должна подписать договор с каждым из оставшихся участников и в пятистороннем формате. Документ вступит в силу после первого визирования.

Соглашение предполагает вступление в международное бюро и других государств, которые поддерживают правила и нормы документа. Но пока подобные предложения не поступали.

В марте 2016 г. Росавиация уже создала организацию («Авиационный регистр Российской Федерации»; Авиарегистр России), которая забрала у Межгосударственного авиационного комитета (МАК) функции сертификации воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и бортового авиационного оборудования гражданских воздушных судов.

Спустя два месяца Федеральная авиационная администрация США (FAA) и Европейское агентство по безопасности авиаперевозок (EASA) приняли к сведению изменение сертифицирующего органа и не потребовали проводить в связи с этим дополнительных аудитов. В январе 2018 г. также было подписано рабочее соглашение в области летной годности между Росавиацией и EASA, которое позволяет в упрощенном порядке осуществлять сертификацию и валидацию одобрений, выдаваемых сторонами.

Действия российских властей по созданию нового бюро можно истолковать как очередной шаг по демонтажу системы Межгосударственного авиационного комитета. Прямое его реформирование практически невозможно, поскольку этот надгосударственный орган был образован в декабре 1991 г. на основании Межгосударственного соглашения о гражданской авиации, которое подписали президенты 12 из 15 бывших союзных республик СССР (за исключением стран Балтии) в качестве правопреемника Комиссии по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением, Комиссии по государственному надзору за безопасностью полетов воздушных судов, Министерства гражданской авиации (в части согласованных договаривающимися государствами функций), а также обязательств по международным соглашениям в сфере международных воздушных сообщений и участию в ICAO. Сейчас ситуация во многом изменилась. В МАК кроме Российской Федерации осталось девять стран (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан), и во всех этих странах созданы собственные реестры ВС (т. е. системы сертификации и контроля за поддержанием летной годности). Появление нового бюро по расследованиям, в которое, вероятно, постараются переманить высококвалифицированных специалистов МАК, значительно сократит реальные функции Межгосударственного авиационного комитета.

Читайте также  Казахстанский перевозчик SCAT совершил первый рейс в Евросоюз