«Пассажиропоток, скорее всего, будет восстанавливаться еще года два»

«Авиатранспортное обозрение» (ATO.ru) продолжает интересоваться мнением участников рынка и отраслевых экспертов на тему восстановления пассажирских авиаперевозок и возможными изменениями в тревел-поведении людей. В авиакомпании Air Astana рассказали, что кризис будет обязательно преодолен и предрекли усиление авиадискаунтеров. IT-компания Amadeus разрабатывает процедуры бесконтактного путешествия. А туристический портал Profi.Travel анализирует предложения российских туроператоров.

Авиакомпания Air Astana (Казахстан)

1. Как и когда будут восстанавливаться авиаперелеты? Когда вернется полноценная маршрутная сеть?

Маршрутная сеть будет восстанавливаться в зависимости от эпидемиологической обстановки в стране и в мире, что может занять как минимум несколько месяцев. Начиная с 1 мая Air Astana уже возобновила регулярные внутренние рейсы по маршруту Алматы—Нур-Султан, а с 12 мая постепенно возобновляет регулярные рейсы в областные центры Казахстана.

Мы планируем восстановить к концу мая примерно 30% своей маршрутной сети по внутренним направлениям.

2. Как изменится спрос на авиаперевозки? Как может поменяться туристическое поведение в целом?

После каждого крупного кризиса последних 20 лет именно низкобюджетные перевозчики восстанавливались быстрее и становились сильнее, так как снижение общей покупательной способности снижало и спрос на услуги традиционных перевозчиков. Вполне вероятно, что и нынешний кризис приведет к подобному результату.

Светлана Малюк, директор по работе с авиакомпаниями России и СНГ, Amadeus

Цифровые технологии будут играть решающую роль в качестве фактора, способствующего процессу восстановления и ускоряющего его. Amadeus активно изучает возможности поддержки посткризисной индустрии туризма и путешествий, так как с новыми технологиями нам удастся добиться снижения рисков, повышения уверенности потребителей в безопасности поездок.

Ранее своим мнением с ATO.ru поделились Aviasales, AVIAREPS AG, Biletix и «Связной Трэвел». 

Мы анализируем, как изменится поведение путешественников: ведем разработку и совершенствуем бесконтактные возможности самообслуживания и автоматизации, а также создаем масштабируемую инфраструктуру нового поколения, необходимую для учета колебаний в работе авиакомпаний и пассажирском спросе. Работаем над тем, чтобы помочь нашим клиентам справиться с последствиями сбоев в работе и оптимизировать их текущую и будущую деятельность. Мы постоянно на связи с нашим клиентами, проводим онлайн-встречи, обучение и оказываем другие меры поддержки, чтобы способствовать быстрому восстановлению.

Мы считаем, что индустрия путешествий и транспорта устойчива и поездки, конечно же, вернутся.

Многое может измениться, но по своей природе люди будут взаимодействовать друг с другом всегда. Мы верим, что это внутреннее стремление также поможет ускорить возвращение к новой, нормальной жизни.

Читайте также  В Казахстане временно введут режим открытого неба

Надежда Эбель, руководитель аналитического центра Profi.Travel

1. Ваш прогноз: как и когда будут восстанавливаться авиаперелеты? Когда вернется полноценная маршрутная сеть?

Если наша ситуация будет развиваться по европейскому сценарию, просто с задержкой, думаю, что восстановление внутренних перевозок в половину прошлогоднего объема мы можем увидеть в середине лета, а к концу летнего сезона, возможно, и чартерные программы на часть массовых направлений — в Турцию, Грецию, Тунис.

Полагаю, что маршрутная сеть полностью может вернуться к следующему году, но пассажиропоток, скорее всего, будет восстанавливаться еще года два, поскольку даже при снятии карантинов основным сдерживающим фактором будет экономический спад, а восстановление по туристическим направлениям после прошлого кризиса 2014–2015 гг. шло как раз около двух лет.

2. Как изменится спрос на авиаперевозки? Как может поменяться туристическое поведение в целом? 

В краткосрочном сценарии, соглашусь, скорее всего, будет всплеск. Даже чисто технический: за счет отложенного спроса, перебронирования поездок, которые не состоялись весной, туроператорских ваучеров, а также многие авиакомпании дали возможность перенести билеты. Как только появится какая-то определенность, это все выплеснется. Более того, уже сейчас видно небольшую, но все-таки положительную тенденцию по запросам авиабилетов в Google Trends.

В долгосрочном сценарии, на мой взгляд, самый интересный потенциальный тренд — увеличение туристической доли в объеме внутренней авиаперевозки.

Внутренние дела

Массовые туроператоры, имеющие свою авиаперевозку, закономерно усилили полетные программы на Юг России, но гораздо интереснее, что речь уже заходит не только о южных регионах.

У "Библио Глобуса" на сайте туры в Калининград с перелетом авиакомпанией "Россия». Anex Tour серьезно говорит о возможности чартерной программы в Алтайский край. Власти Хакасии также ведут переговоры с туроператорами о чартерах.

У Pegas Touristik в системе турпакеты на регулярные перевозки в Кавминводы, а в маршрутной сети Pegas Fly можно найти еще больше регулярных рейсов на внутренних направлениях. Недавно Nordwind Airlines анонсировала рейс в Горно-Алтайск, и туроператор Pegas Touristik планирует предлагать туры на базе этого рейса, а также уже говорит о других внутренних направлениях. Уверена, в ближайшее время мы увидим и другие подобные шаги игроков туристического рынка.

Читайте также  Sukhoi Business Jet для "Казахмыса" передали эксплуатанту

А если учесть, что авиакомпании, связанные с массовыми туроператорами, оперируют и дальнемагистральными судами, перевод этих мощностей на внутренние маршруты может оказать влияние на рынок туристической перевозки, ведь стоимость перелетов во многом остается сдерживающим фактором. В целом у туроператоров и до кризиса была серьезная тенденция к увеличению количества предложений на базе регулярной перевозки, в том числе и в России, — сейчас она продолжится. Думаю, доля тревел-сегмента в авиаперевозке будет расти.

У внутреннего туризма в России действительно есть беспрецедентный шанс, который еще долго естественным образом не сложится. Разумеется, он непростой. Но те решения, которые будут приняты в этом сезоне, скорее всего, будут влиять на внутренний рынок еще долгое время. 

Тенденция не уезжать далеко от города тоже, вероятно, будет достаточно сильной. Но как много вокруг наших городов вариантов отдыха с условиями, сопоставимыми с отдыхом на массовых зарубежных курортах?

И спрос (на те направления, что откроются) будет высоким и без тех туристов, которые переориентируются с дальних направлений, а значит, и цены будут немаленькие. В то же время серьезные планы туроператоров на наш Юг и другие внутренние локации, вероятно, могут дать как раз привлекательную стоимость на эти туры. 

Так что в плане индикаторов помимо динамики заражения и экономических факторов я смотрю на те цены, которые предлагают и смогут предложить туроператоры, и как они будут распределять свои авиационные мощности. А также на действия регионов по созданию, продвижению продукта достаточно технологичного, понятного по логистике и конкурентоспособного по цене.

К абсолютному увеличению объема перевозки это вряд ли приведет. Речь именно о перераспределении — с международной на внутреннюю перевозку — и изменении распределения внутри внутренней. В абсолютных цифрах еще будет спад, на мой взгляд.

Международные дела

Говорить о международной перевозке еще сложнее, поскольку больше разнонаправленных тенденций. Скорее всего, тревел-сегмент в авиаперевозке начнет активно возвращаться к зиме (если не будет второй и третьей волн пандемии). Большая часть средиземноморского сезона для российского рынка под большим вопросом и будет зависеть не только от готовности принять наших туристов, но и от того, будут ли открыты наши собственные границы. Скорее всего, если мы что-то и увидим летом, то это будут те "пляжные" направления, где можно обеспечить меры социального дистанцирования.

На осень в плане непляжного туризма в Европе мне кажется возможным тренд на увеличение интереса к активному туризму, санаторному отдыху, скажем, в Карловых Варах или на Хевизе, Балатоне, поскольку в крупных городах, скорее всего, еще будут действовать ограничения на посещения объектов туристической инфраструктуры и это будет затруднять пребывание и развлечения туристов в больших городах.

Это же может стать причиной возвращения к поездкам в Европу по линии туроператоров (раньше именно на этом направлении был заметен тренд на самостоятельный туризм): поскольку, по-видимому, останутся ограничения в работе туристической инфраструктуры, весьма вероятно, что на многие объекты будет проще попасть с туроператорами. Если это случится и туроператоры воспользуются этим, чтобы обновить свой продукт, вкупе с трендом на авторские туры мы увидим усиление европейского экскурсионного туроператорского рынка в новом качестве.

Читайте также  SCAT наращивает долю

Так что на международных европейских рейсах мы тоже, возможно, заметим увеличение доли туроператорской перевозки. Вряд ли чартеров, но блоков — возможно. Подчеркну, что это именно доли, потому что в абсолютных цифрах в целом турпоток из России просядет в силу экономических причин.

Страх или отсутствие денег

Я считаю гораздо более сильным фактором не страх (посмотрите на кадры из очередей в московском метро), а платежеспособность. Экономические факторы точно могут или отправить всех "на дачу", или оставить работать без отпуска.

В первую очередь, как мне кажется, это повлияет на тревел-сегмент в авиаперевозке именно с точки зрения усиления активности массовых туроператоров со своей перевозкой на внутреннем рынке. Это может снизить цены на перевозку на таких направлениях, привлечь внимание новой категории туристов.

За этим, я надеюсь, потянутся изменения в продукте, сервисе, структурировании рынка. Учитывая масштабы нашей страны, качественный скачок в развитии внутреннего туризма вряд ли возможен без доступных авиабилетов.

Так что такие "вынужденные" чартеры могут стать большим шансом. Возможно, к этому приложится и политическая воля.

Есть что добавить? Оставляйте свое мнение в комментариях или присылайте его в редакцию.