В погоне за лидером

Проведение выставки "ЭКСПО-2017" в Астане придаст столичной авиагавани новый импульс развития. "Аэропорт развивается вместе со столицей, проведение "ЭКСПО-2017" и других мероприятий в перспективе влечет рост пассажирских и грузовых авиаперевозок", — рассказал АТО Руслан Мукатов, заместитель председателя правления АО "Международный аэропорт Астана" (полностью принадлежит государству).
Десять лет назад, 2 февраля 2005 г., в астанинском аэропорту состоялось торжественное открытие здания нового пассажирского терминала, его максимальная пропускная способность составляет 750 пасс./ч.
Благодаря переносу казахстанской столицы из Алма-Аты в Астану (в переводе с казахского — столица) также была проведена масштабная реконструкция аэродрома, в первую очередь удлинение взлетно-посадочной полосы до 3500 м. По сути, до 10 декабря 1997 г., когда Акмола (до 1961 г. — Акмолинск, до 1992 г. — Целиноград, с мая 1998 г. — Астана) превратилась в административный центр Республики Казахстан, этот город в северной части страны с авиационной точки зрения ничем особым не выделялся. Воздушный транспорт пришел в Акмолинск в 30-х гг. прошлого столетия, когда в городе заработал небольшой аэропорт. В 1959 г. здесь был образован Акмолинский объединенный авиаотряд. В 1966 г. в Целинограде был введен в эксплуатацию новый аэровокзал. Спустя три года авиапарк Целиноградского авиаотряда стали пополнять самолетами Ан-24 (самый большой тип ВС в истории авиапредприятия).

Вице-чемпион

Перенос столицы из Алма-Аты в астанинском аэропорту называют "исторической вехой для авиаторов Акмолы". "За последние пять лет динамика увеличения пассажиропотока в среднем составляет 18%, груза и почты — в среднем 20%, — говорит Мукатов. — В 2020 г. количество пассажиров должно составить 4,7 млн чел., груза — 25,5 тыс. т". В радиусе 400 км от Астаны проживает 30% населения Казахстана, около 5,2 млн чел. Кроме того, в зону охвата аэропорта входит население Омской и Новосибирской областей.
По итогам прошлого года пассажиропоток Астаны составил 2,96 млн чел. (рост к 2013 г. на 13%). В международном сообщении аэропорт обслужил 47% пассажиров. Вместе с тем топ-менеджер отмечает, что из-за кризисной ситуации в России уже наблюдается спад пассажиропотока по направлению между Астаной и Москвой, Санкт-Петербургом, Новосибирском, Омском и Екатеринбургом в среднем на 5%. Отметим, что в 2013 г. российские авиакомпании на казахстанском направлении перевезли 573 тыс. чел. Количество обработанного груза и почты в 2014 г. возросло до 9,65 тыс. т, что на 16% больше по сравнению с 2013 г. 
Согласно данным аэропорта Астаны, в 2014 г. в его ведущую пятерку пассажирских авиаперевозчиков входили Air Astana, SCAT, Bek Air, "Трансаэро" и Turkish Airlines. По объему грузов лидирует Turkish Airliners Cargo. На 2–5-м местах расположились Lufthansa Cargo, MNG Airlines, Martin Air, Atlas Air.
"Географическое расположение аэропорта Астаны создает конкурентную среду на рынке авиаперевозок и особенно на маршрутах направления Европа — страны Юго-Восточной Азии", — рассказал Мукатов. По его словам, зарубежными конкурентами выступают новосибирский аэропорт Толмачево (около 870 км по прямой) и екатеринбургский Кольцово (945 км).
О конкуренции со стороны казахстанских аэропортов АТО ничего не сообщили. Хотя, например, всего в 200 км юго-восточнее Астаны функционирует международный аэропорт Караганды (196 тыс. пасс. в 2013 г., рост на 14% к 2012 г.) с ВПП длиной 3300 м, пытающийся стать заметным игроком на рынке международных грузоперевозок.
А лидером среди казахстанских аэропортов как по пассажиропотоку (4,6 млн чел. по итогам прошлого года, рост к 2013 г. на 6%), так и грузопотоку (66,7 тыс. т в 2013 г., падение к 2012 г. на 13%) по-прежнему остается аэропорт Алма-Аты (около 950 км по прямой от Астаны) с двумя ВПП длиной 4400 и 4500 м. Таким образом, Казахстан — единственное государство в ближнем зарубежье, столичный аэропорт которого на данный момент занимает не первое место.
Последний раз наиболее полные данные о деятельности всех казахстанских аэропортов были опубликованы в прошлом году АО "Международный аэропорт Алматы" (100% акций принадлежит голландской Venus Airport Investments B.V.). В годовом отчете компании, о конечных бенефициариях которой доподлинно не известно, за 2013 г. сказано, что всего в Казахстане действуют 20 аэропортов. В позапрошлом году доля Алма-Аты в общем пассажиропотоке (8,9 млн чел.) местных аэропортов составила 44%, в общем грузопотоке (88 тыс. т) — 76%. На долю Астаны приходилось соответственно 27 и 9%. Третий аэропорт страны — Актау (1720 км от столицы Казахстана) обслуживал 8% пассажиров и 5% грузов.

Читайте также  Авиаперевозки в Казахстане за полугодие упали на 3%