Почему не «открывается» небо Казахстана

Внедрение авиационного режима «открытого неба» ускорит рост и повысит конкурентоспособность нашей экономики. Прямую выгоду от этого получат все граждане Казахстана. Но правительство не хочет на это идти.

Либерализация неизбежна

Либерализация авиаперевозок — это мощный тренд в гражданской авиации мира. Под этим принято понимать постепенный переход от применения Чикагской конвенции, подписанной в 1944, к авиационному режиму «открытого неба».

Согласно Чикагской конвенции, авиационное сообщение между двумя странами должно регулироваться двухсторонними соглашениями. В таких соглашениях государства устанавливают маршруты, определяют авиакомпании, осуществляющие рейсы на данных маршрутах, а также могут регулировать тарифы.

Практика реализации таких соглашений привела к монополизации международных маршрутов одной-двумя авиакомпаниями, высокому уровню тарифов, ограничению гибкости маршрутов, к снижению конкурентоспособности авиакомпаний в силу отсутствия самой конкуренции.

В результате глобализации мировой экономики такая практика авиаперевозок больше не могла продолжаться. Либерализацию авиаперевозок начали США в 1979. Процесс продолжили в странах ЕС. Затем ЕС и США подписали между собой договор «открытого неба».

Одним из последних показательных примеров либерализации авиаперевозок является то, что страны Юго-Восточной Азии, входящие в ассоциацию ASEAN, в течение последних пяти лет обсуждали многосторонний договор об «открытом небе» между собой и, наконец, с 1 января 2016 он вступил в силу.

Особенностью режима «открытого неба» стал переход от двусторонних договоров к многосторонним, в которых один режим авиаперевозок одинаково распространяется на всех участников договора. К многостороннему договору может присоединиться любая желающая страна, если она соответствует определенным стандартам по авиаперевозкам.

Например, США исторически имеет множество двухсторонних договоров «открытого неба». Некоторое время назад эта страна запустила многосторонний договор, к которому присоединились Сингапур, Чили, Новая Зеландия, Бруней и так далее.

Европейский Союз также имеет многосторонний договор «открытого неба», к которому присоединены не только члены союза, а также многие другие государства. Например, по информации из Википедии, членами договора уже являются Марокко, Израиль и Иордания. Договор уже подписали и ждут ратификации Грузия и Молдавия. Украина закончила переговоры и планирует подписать договор в этом году. Азербайджан ведет активные переговоры в этом направлении.

Что такое «открытое небо»

Небо считается полностью открытым, когда применяются все девять «свобод воздушного пространства».

Первые две свободы дают право на пересечение воздушного пространства иностранного государства без посадки и право на дозаправку и обслуживание в иностранном государстве по пути в другую страну.

Третья и четвертая свобода дают право на полет из своего государства в чужое и наоборот. Эти две свободы являются основой двусторонних соглашений.

Читайте также  Новый терминал бизнес-авиации открыли в Астане

Пятая свобода дает право на полет между двумя иностранными государствами, когда перелет начинается или заканчивается в своей стране.

Шестая свобода дает право на перевозку пассажиров из одного иностранного государства в другое иностранное государство с остановкой в своей стране.

Седьмая свобода является доработанным вариантом пятой свободы и дает право на перелет между двумя иностранными государствами без посадки в своей стране.

Восьмая свобода дает право на полет между несколькими аэропортами иностранного государства и дальнейшим продолжением полета в свою страну.

Девятая свобода дает полное право авиакомпаниям осуществлять авиаперевозки между разными аэропортами иностранного государства, без продолжения полета в свое государство.  То есть, эта свобода полностью открывает внутренний рынок иностранного государства для авиакомпаний другого государства.

Какой авиационный режим используется в Казахстане

Казахстан сегодня работает на международном рынке исключительно по Чикагской конвенции, используя двусторонние договора. Во всех договорах разрешены только первые четыре свободы и четко указано, какие авиакомпании могут летать от каждой страны, с какой частотой и по каким маршрутам. Во всех договорах с нашей стороны основным (назначенным. — F) авиаперевозчиком указана «Эйр Астана», очень редко дополнительно назначается SCAT.

До настоящего времени, наше правительство не проявляло никакого интереса к переходу на «открытое небо». Самым большим достижением для него стало подписание соглашения о воздушном сообщении с Люксембургом (май 2015) и с Францией (июнь 2016), включающие положения «горизонтального» соглашения, которые смягчают правила в отношении владения авиакомпаниями.

Такое псевдосмягчение означает, что если раньше из Франции к нам могла летать только компания, являющаяся резидентом этой страны, то сейчас разрешаются полеты авиакомпаний, которые являются иностранными для Франции. Казалось бы, прогресс очевиден, однако это не так. Это связано с тем, что в договорах прописаны только четыре свободы и специально оговорено, что пятая свобода не используется.

При отсутствии пятой свободы так называемое «смягчение в отношении владения» не увеличивает интереса к Казахстану со стороны иностранных авиакомпаний, поскольку у нас небольшое население. Для европейских авиакомпаний больше всего было бы выгодно, например, везти пассажиров из Европы в Юго-Восточную Азию, а по пути залететь в Казахстан, оставить пассажиров, летящих в Казахстан, и взять других, которым нужно лететь дальше (это и есть — пятая свобода).

Почему правительство не заинтересовано в «открытом небе»

И хотя правительство не говорит о том, почему оно не хочет реформ в авиаперевозках, как говорится, причина находится на поверхности. В этом, как и во множестве других случаях, причиной является – защита отечественных компаний от иностранной конкуренции.

Читайте также  Из Казахстана в Анталью с Эйр Астана

С точки зрения международных авиаперевозок, правительство фактически защищает только одну авиакомпанию – «Эйр Астану». Например, пятая свобода не выгодна только «Эйр Астане», поскольку такие транзитные маршруты иностранных авиакомпаний немедленно заберут у «Эйр Астаны» большое число клиентов.

Я считаю, что правительство, защищая монопольное положение «Эйр Астаны», делает это в ущерб всей экономике и каждому отдельному гражданину Казахстана. Особенно такая позиция государства удивляет с точки зрения планов правительства по развитию транзитного потенциала Казахстана вдоль Шелкового пути. Давайте разберемся, зачем Казахстану крайне необходим режим «открытого неба».

Достоинства и недостатки «открытого неба»

Режим «открытого неба» означает, что иностранные авиаперевозчики стран, с которыми у Казахстана установлен такой режим, могут осуществлять международные пассажирские и грузовые перевозки с посадкой в Казахстане, а также между городами внутри страны, без согласия наших государственных органов. В этом случае авиакомпании должны соответствовать определенным стандартам и единственным ограничением для них будет экономическая целесообразность вновь установленных маршрутов.

Опыт стран, перешедших на «открытое небо» показывает, что на рынке авиаперевозок резко увеличивается конкуренция, что приводит к снижению цен, увеличению разнообразия маршрутов, и ускоренному росту объема авиаперевозок. Все это приводит к тому, что усиливается, упрощается, и удешевляется интеграция страны с внешним миром, что расширяет внешнюю торговлю, движение человеческих и прочих ресурсов, а также способствует росту туристического бизнеса в стране.

Несмотря на то, что в результате «открытого неба» могут пострадать местные авиакомпании, есть большое количество исследований, которые на цифрах показывают, что экономические и стратегические выгоды для страны на порядок выше потерь, которые могут возникнуть от их банкротства.

Например, даже если местные авиакомпании не выдержат конкуренции, все равно общий вклад авиаперевозок в ВВП и налоговые доходы государства становится больше. Причем это касается вклада не только самих авиакомпаний, а также всех поставщиков, оказывающих им услуги или поставляющих товары. В результате применения режима «открытого неба» увеличивается занятость и производительность труда в этом и в смежных секторах экономики. Только в условиях многостороннего режима «открытого неба» появляются бюджетные авиакомпании (лоукостеры).

С точки зрения долгосрочного роста и повышения конкурентоспособности и диверсификации экономики Казахстана «открытое небо» особенно важно для развития транзитного потенциала страны между Европой и Юго-Восточной Азией. Казахстан находится идеально посередине между этими регионами.

Читайте также  Атырау Астрахань прямым рейсом

Национальные перевозчики вымирают

Считаю, правительство должно кардинально пересмотреть свои подходы к «Эйр Астане». И хотя, начиная с 2010, на законодательном уровне в Казахстане нет такого понятия, как национальный или флагманский перевозчик, тем не менее на практике им является «Эйр Астана». Правительство через ФНБ «Самрук-Казына» владеет 51% акций авиакомпании и до сегодняшнего дня оно делало все, чтобы защитить интересы и сохранить ее монопольное положение.      

Мировой тренд по переходу на режим «открытого неба» означает постепенное исчезновение, концепции национального перевозчика. Для примера можно привести опыт Швейцарии. «Открытое небо» и террористические акты 11 сентября 2001 в США привели к большим финансовым проблемам у национального авиаперевозчика Swissair (была на 100% в собственности у государства). 

После нескольких лет проблем, реструктуризации и переименования компании, в конце концов в 2007 правительство Швейцарии целиком продало (приватизировало) авиакомпанию в пользу Deutsche Lufthansa AG. То есть, у Швейцарии сейчас по факту нет национального или флагманского перевозчика, и никто об этом не горюет.

Что нужно сделать для режима «открытого неба»

Идеальным для Казахстана было бы стать членом «открытого неба» Европейского Союза и стран ASEAN, а также подписать двусторонние договора «открытого неба» с Россией и Китаем. Это позволит нам по максимуму воспользоваться нашим выгодным транзитным положением. Помимо этого, жесткая конкуренция очень сильных авиакомпаний из этих регионов и стран даст Казахстану множество выгод, описанных ранее.

Однако не все так просто. Чтобы заключить режим «открытого неба» с ЕС, нужно будет выполнить жесткие технические требования, и в тоже время обеспечить свободный рыночный доступ к аэропортам, наземным авиационным службам, заправке самолетов, и так далее. Судя по прессе, недавно нас посещали специалисты IATA (Международной ассоциация воздушного транспорта), которые остались недовольны наши аэропортами, службами безопасности полетов, заправкой самолетов и другими моментами.   

Системные проблемы в структурных реформах

В заключении я хотел бы обобщить описанную проблему. Режим «открытого неба» является важным элементом структурной реформы по либерализации рыночных отношений в стране. Как было сказано выше, правительство очень много говорит о развитии авиационного транзитного потенциала страны, однако в угоду одной госкомпании ничего не делает в этом направлении.

Источник: Forbes.kz